РУССКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ

Автор: Сергей Георгиевич Кара-Мурза

Национализм и патриотизм

В проблеме объединения русских нельзя обойтись без применения понятий нация, национализм, национальное государство и патриотизм. Все они многозначны и расплывчаты, и каждый раз надо учитывать, о какой стороне этих понятий идет речь. Сделаем первый шаг в разграничении двух понятий — национализм и патриотизм. Читать далее

  

Внутренний стержень.

Интервью со священником Павлом Гумеровым

- Батюшка, с чего начинается духовное воспитание?

- Сперва нужно определиться, что такое духовное воспитание. В восприятии светского человека «духовное воспитание» заключается в посещении театров, музеев, литературных и поэтических вечеров. Но в действительности перечисленное относится к развитию душевной сферы. Однако сейчас такое время, что без духовного воспитания, без веры, без основы, стержня, детей не убережешь. Если раньше школа и общество прививали ребенку базовые критерии нравственности, то сегодня у большинства людей нет понимания правильного и дурного, критерии размыты.

Читать далее

  

Что такое 430 тыс. подписей в современной России?

Андрей Карпов об административной поддержке инициативы по созданию ювенального ведомства …

Председатель Союза женщин России и заместитель председателя  комитета по делам общественных объединений Государственной думы России  Екатерина Лахова выступила с предложением создать министерство «по делам семьи, женщин и детей». Это  давняя мечта всех ювеналов — иметь подобное профильное ведомство, через которое было бы удобно осуществлять внедрение ювенальных технологий в нашей стране.

Екатерина Лахова является давним сторонником и проводником идей ювенальной юстиции. Насколько она неустанно занимается этой темой, можно судить на основе её выступления на V-й отчетно-выборной конференции СЖР (февраль 2013 г.).  Стоит посмотреть, как Е. Лахова расшифровывает программы с красивыми и актуальными, правильными названиями.

Читать далее

  

Матушка Добрынюшке наказывала…

Слова и музыка иеромонаха Романа (Александра Матюшина) mp3

 

Матушка Добрынюшке наказывала,

Государыня Добрынюшке наговаривала:

«Ой ты, сын мой любезный, свет Дементьевич,

Что повесил, кручинясь, буйну голову?

Ты бы взял в свои ручки белые

Гусли звонкие, сладкогласные,

Стал бы петь да потряхивать кудрями,

Да меня потешать, матерь старую.»

Читать далее

  

Неверам на заметку

1) Вы не верите в Бога, но говорите в знак благодарности «спасибо» (спаси Бог).
2) Вы не верите, что Христос жил на Земле, но ведете летоисчисление от Рождества Христова.
3) Вы не верите, что Христос воскрес, но называете седьмой день недели воскресеньем.
4) Вы не верите, что человек был создан по образу и подобию Божию, но называете безобразным человека, который потерял этот образ.
5) Вы не верите, что бесы существуют, но говорите, что собака бешена или что машина мчится на бешеной скорости.
6) Вы не верите, что Хам существовал, но не любите, когда вам хамят.
7) Вы не верите, что у человека есть душа, но верите, что бывают душевнобольные (или психически больные – от греч. психо – душа).
Читать далее

  

О русской нации в фантазиях и наяву

На недавнем круглом столе в международном пресс-центре РИА «Новости» на тему «Россия и русские в XXI веке», в рамках которого были поставлены вопросы — кто такие русские в современной России и какова их роль в современном обществе, прозвучали весьма необычные тезисы.
Руководитель отдела по связям с общественностью Института этнологии и антропологии РАН В. В. Тишков заявил, что, по его мнению, «очень сложно представить себе русский народ как некий однородный субъект». Как отметил выступающий, у русских «региональная специфика перекрывает специфику этническую». При этом этническая самоидентификация для русских «не стоит на первом месте», а у современных просвещённых людей существуют другие идентичности, например, гражданская или профессиональная.
Читать далее

  

Священник Олег Стеняев: Когда смерть рядом – все становятся верующими

Миссионер, публицист, богослов протоиерей Олег Стеняев рассказывает о своём пути к служению в Церкви.

 

Как мы жили отдельно от государства

Семья у нас была православной, во главе с бабушкой Журавлёвой Матреной Федоровной, которая работала в храме. Она вырастила 11 детей, мать-героиня. Самым ругательным словом у нее было «коммунист».

Дедушка–фронтовик после войны работал где угодно, только не на государство. Был строителем, печником, столярничал. Не получал ни официальной зарплаты, ни пенсии. Мои родители, все мои дяди и тети венчались, крестили своих детей. Даже в комсомол никто из них не вступал.

Читать далее

  

Собор преподобных отцов Псково-Печерских (празднуется в 4-ю Неделю по Пятидесятнице)

Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на освящение храма во имя Собора Псково-Печерских святых

 Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

 Днесь обитель Псково-Печерская светло празднует, преподобных своих собор почитающи…

 И почитание их ныне совсем особое, и праздник велий в обители святой. Ангел Церкви Российской стоит ныне у нового престола Божия, и небесный огнь в руке его, и полный силы и славы Божией, он готов освятить новое место селения Божия. А рядом с Ангелом Церкви вокруг нового престола стоят сейчас и отныне будут стоять всегда те, чьи молитвы низвели на нас милость Божию с небес — новый храм Божий.

 Преподобные Псково-Печерские — некогда земные человецы, а ныне небесные Ангелы — рать святая — дар Богу от обители, возросший в ней за пятьсот двадцать лет ее бытия. Нам они — свои и Богу они — родные.

  Читать далее

  

Александр Черницкий: «Солидарному обществу не стать гражданским, и наоборот»

В 2011 году московский политолог Александр Черницкий опубликовал серию статей с красноречивыми заголовками «Биологическое оружие гражданского общества», «Троянский конь гражданского общества», «Зачем Руси гражданское общество?», «Как жулики пилили Родину», «Как жулики сливали Родину» и др. Иными словами, обрушился на «священную корову», в поклонении которой Запад видит универсальный рецепт процветания для всего человечества. Чтобы понять мотивы этого демарша, мы взяли у А.М. Черницкого интервью.

– Вы противопоставляете гражданское общество обществу солидарному. Значит ли это, что солидарное общество невозможно преобразовать в гражданское? Разве такого рода примеров не знает история?

Читать далее

  

По ту сторону статистики европейских верований

Для создания негативного образа отношений российского государства с Русской Православной Церковью в современной публицистике применяется термин «цезаропапизм». Правда, параллель с Византией, проводимая таким образом, с исторической точки зрения может быть сочтена за комплимент — ведь империя просуществовала более 1000 лет.
В то время как в Германии, где был введен в оборот публицистический (негативный) ярлык «цезаропапизм», монархия пала менее чем 300 лет после первого употребления этого термина. Любопытно, что ругать Византию, выставляя как образец отсталости и сравнивая с исламскими государствами (в целях унижения), начали на почтительной временной дистанции — спустя 270 лет после падения Константинополя. Читать далее

  

Алексий II

Алексий II. Портрет работы Виктора Шилова.

Алексий II (Ридигер Алексей Михайлович) (р. 23.02.1929), патриарх Московский и всея Руси. Сын юриста, ставшего священником и эмигрировавшего в Эстонию. Родился в Таллине, в “независимой” Эстонии. Учился в семинарии в Ленинграде (1949). Окончил Духовную академию в Ленинграде (1953). Священник в Тарту (1957). Протоиерей (1958). Монах (1961). Архиепископ (1964). Председатель Комиссии христианского единства и межцерковных отношений (1963-79). Митрополит Таллинский и Эстонский (1968). Член ЦК Всемирного совета церквей (1961-68). Тесно связан с Валаамским монастырем, главным центром иноческой жизни на Севере России. Митрополит Ленинградский и Новгородский (1986). Сыграл главную роль в канонизации св. Ксении в Петербурге и возвращении мощей св. Александра Невского из музея на прежнее место в Александро-Невской лавре. После смерти патр. Пимена избран патриархом Московским и всея Руси (7 июня 1990). Совершил богослужения во многих известных русских соборах, которые были закрыты после большевистского переворота (храм Василия Блаженного на Красной площади, Успенский собор в Кремле, церковь коронации русских царей, Исаакиевский собор в Петербурге). Сделал заявление, что Декларация Сергия (Страгородского) не может считаться выражением свободной воли Церкви. Читать далее

  

День России

Иерей Сергий Карамышев считает, что главным государственным праздником должен стать День Крещения Руси  …

Весьма отрадная новость – обращение межфракционного депутатского объединения Госдумы «За суверенитет» к проблеме празднования Дня России, который до сих пор привязан к дате 12 июня, потому что в этот день в 1990 г. была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Год назад мы обращались к настоящей теме, поддержав мнение для начала хотя бы переосмыслить указанную дату, связав ее с днем рождения Петра Великого и тем самым отодвинув начало России на три столетия назад. Это было бы лучше, чем ничего, но, конечно, не разрешало проблемы. Ведь Россия началась не с Петра Великого, а много столетий раньше.
Всякий государственный праздник обязан нести в себе средоточие смыслов; должен давать пищу для размышлений, для начертания перспектив, для выстраивания планов, для анализа и оценки пройденного за год. Этот праздник призван быть узнаваемым символом государства. Он должен отзываться в сердце каждого гражданина России не холодным равнодушием, как это, увы, наблюдается сейчас, а сердечным трепетом и духовным восторгом (последнее слово любил употреблять А.В.Суворов). Читать далее

  

Духовные причины правового нигилизма

Безумие «политкорректности»  …

В научной литературе, посвященной изучению правосознания, легитимности права, прослеживается устойчивое убеждение, что причиной кризиса законопослушности в современной России, роста преступности и правового нигилизма является определенный ряд причин: слабость государства, отсутствие неотвратимости наказания, коррупционность элит, особенности национального менталитета. При этом мало кто из исследователей обращает внимание на то, что кризис правосознания и рост правового нигилизма является глобальным, и мало кто называет в качестве важнейшей причины — духовный кризис европейского человека.

Если внимательно присмотреться к процессам, протекающим на Западе, с его хваленым правовым государством и законопослушностью граждан, то мы увидим, что там далеко не все благополучно, более того, весьма катастрофично ввиду определенных тенденций в развитии общества и государства.

Читать далее